Экономический прагматизм Украины

От редакции. Виктор Янукович, президент Украины и глава «Партии регионов», начинает выстраивать новые отношения между Украиной и Россией. Что ожидает Черноморский флот России, Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, газовые поставки и энерготранзит через Украину? Какие факторы будут определять политику Януковича? И к каким моделям экономического сотрудничества наиболее благоприятствует украинская элита? На вопросы отвечает Денис Кирюхин, эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии (Киев).

* * *

РЖ: Каковы будут первые шаги Виктора Януковича относительно ключевых позиций в российско-украинских отношениях, и чем они будут определяться?

Денис Кирюхин: Виктор Янукович неоднократно заявлял о том, что надо налаживать отношения с Россией и менять ющенковскую антироссийскую направленность внешней политики страны.

Относительно ключевых вопросов российско-украинских отношений (да и всей внешней политики Украины) – Янукович будет ограничен рамками «наследия Ющенко». Предыдущий президент сделал максимально много для того, чтобы его преемник не мог просто отменить его решения и принятые им меры. Так, к примеру, Украина не подписала План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). Но по декабрьскому (в 2008 г.) решению министров иностранных дел стран-членов НАТО Украину включили в годовую программу НАТО по модернизации армии. А это фактически то же самое ПДЧ только под другим названием. Машина запущена и изменить ситуацию тяжело, разве что саботировать план мероприятий. Однако за его выполнением будут следить международные наблюдатели.

Заявления Януковича о возможности базирования Черноморского флота России на территории Украины после 2010 года вызвало большой резонанс внутри Украины. Но я бы обратил внимание на то, что недавно президент Ющенко обратился в Конституционный суд с просьбой растолковать норму Конституции о запрете пребывания иностранных баз на территории страны. Украинская Конституция неоднозначна в этом вопросе – с одной стороны есть запрет, с другой – в переходных положениях говорится, что базы могут отдаваться во временную аренду. Параллельно с инициативой Ющенко 50 депутатов Верховной Рады, ориентирующихся на него, направили аналогичное представление в КС. Очевидно, это сделано для подстраховки – чтобы новый президент не смог отозвать это представления в КС, разве что поменять Конституцию в этом пункте.

Таким образом, если КС вынесет решение, что на территории Украины не могут находиться иностранные военные базы, то любые заявления Януковича о том, что после 2017 года ЧФ России может остаться в Крыму ничем не будут подкреплены. Он будет полностью ограничен нормами Конституции и ее толкованием КС.

Заявления Януковича о готовности приступить к переговорам о создании Международного газотранспортного консорциума отражают желание «группы Фирташа», которую можно условно выделить внутри «Партии регионов», вернуть свои позиции на газовом рынке Украины, а также часть утраченных средств и газа, который правительство Тимошенко отобрало у «РосУкрЭнерго» в начале 2009 г. Янукович в благодарность за поддержку может каким-либо образом вернуть «РосУкрЭнерго» в схемы поставок и распределения газа. Я не готов говорить, насколько он будет настойчив в таком стремлении, но публично подобные намерения были заявлены. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от позиции Москвы.

РЖ: Можно ли сказать, что одна из групп – «газовики» Фирташа или «металлурги» Ахметова – будет оказывать решающее воздействие на Януковича?

Д.К.: Я бы не называл Януковича слишком управляемым политиком. До сего дня он умело демонстрировал паритет между различными группами влияния внутри ПР. Янукович достаточно дистанцировался от них. Так, в последнее время в противовес влиянию группы Рината Ахметова в ПР возросло влияние Дмитрия Фирташа. Я бы истолковал это как стремление Януковича избавиться от излишней опеки со стороны Ахметова и его команды. Он может находить противовесы для каждой из групп. Думаю, это будет сохраняться и дальше.

РЖ: Что ждет Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата?

Д.К.: Очевидно, что не будет попыток государственного давления с целью объединения религиозных организаций в единую независимую Украинскую Церковь. То, что на инаугурацию прибыл Патриарх Кирилл, на мой взгляд, дополнительно свидетельствует об этом.

С другой стороны, хотя Янукович и является прихожанином УПЦ МП, но по политическим соображениям не может однозначно встать на сторону одной из религиозных деноминаций на Украине. В его команде звучали голоса о том, что, несмотря на веру самого Януковича, он уважительно относится и к остальным религиозным общинам.

Наиболее грамотной позицией был бы отказ от прессинга власти на церковную ситуацию и равное дистанцирование ее от всех организаций. Я думаю, на начальном этапе президентства это будет сделано.

РЖ: У российской элиты наступил период воодушевления, когда стало окончательно понятно, что никто не будет оспаривать победы Януковича. Президент России Дмитрий Медведев дал поручение чиновникам проработать вопрос вступления Украины в Таможенный Союз. Стоит ли ожидать серьезных подвижек в экономической интеграции России и Украины? И будут ли эти отношения теперь прогнозируемыми?

Д.К.: Прогнозируемость будет зависеть от внутриполитической обстановки на Украине, от того, насколько Виктор Янукович сможет сформировать своеобразную вертикаль власти «под себя», то есть насколько он сам будет влиять на внутриполитические процессы на Украине. Если продолжится внутриполитический кризис, то понятно, что его власть будет ограничена. Но если ему удастся сформировать правительство и коалицию, сориентированные на него, то тогда у него появляются возможности для проведения более последовательной, системной политики. Тут я бы отметил, что, скорее всего, в российско-украинских отношениях сейчас наступает период жесткого прагматизма: за какие-либо, в том числе и внешнеполитические, уступки Киев будет требовать от Москвы экономических преференций. «Мы для вас делаем это, значит вы для нас – вот это». Жесткая прагматика, с общей готовностью сотрудничать, но без готовности бросаться в объятия и идти в фарватере российской политики. Янукович как в какой-то мере представитель восточных регионов, где сильно развит национально ориентированный капитал, будет отстаивать экономические интересы Украины, и будет это делать достаточно жестко. Я это связываю с экономической необходимостью. За годы правления Ющенко мы многое потеряли и получили невыгодные газовые контракты с колоссальным повышением цены на газ по сравнению с временами Кучмы.

Теперь необходимо сделать сотрудничество более выгодным. Украине необходимо выстроить отношения как равноправному партнеру, который от этого партнерства получает существенную выгоду. Конечно, если Украина не сможет что-то дать экономически, то договоренности будут подкреплены политическими шагами.

РЖ: Будет ли Янукович двигаться навстречу Таможенному Союзу и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)? Или он вернется к модели «Единого экономического пространства» (ЕЭП), «похороненной» в 2005 году?

Д.К.: Я бы исключил на ближайшую перспективу вопрос вступления (даже в качестве наблюдателя) в ШОС. Это вызовет серьезную обеспокоенность у западных партнеров. Что же касается форматов экономического сотрудничества, то многое зависит от России. ЕЭП недостаточно оформлен содержательно и идеологически. Украина, в первую очередь, будет смотреть на экономическую выгоду этих моделей. Мы не должны забывать, что Украина вступила во Всемирную торговую организацию, а Россия – нет.

Беседовал Олег Горбунов

       
Print version Распечатать