Дюжина ножей в спину евроцентризма

Поскольку вокруг ничего крайне интересного не происходит, остаётся только извлечь из временного забвения вечные и отчаянно всем надоевшие темы. Итак, Россия – часть европейской цивилизации, или всё-таки оригинальный элемент мира? На самом деле ответ на этот вопрос более чем однозначен.

Посмотрим на самое базовое – и в силу этого труднопреодолимое. Классическая русская пляска – это интенсивно работающий ногами кавалер, и удалённая малоподвижная дама. Увы – но это типично азиатский танец, «нормальные» европейские танцы – парные. Вариацией ровно на ту же тему является всем известная лезгинка. В Европе нечто похожее можно обнаружить у ирландцев, но буйное и отчаянно пьющее население Эйре - выходцы с юга, сохранившие архаические элементы в культуре. Характерная «архитектура» русских песен – «индокитайская» гамма - распространена в Азии, особенно у тюрок и монголов, но к западу от экс-советской границы практически не встречается. Выражения типа «молочные реки с кисельными берегами» оперируют азиатскими образами – молочные реки попадаются, например, в Коране.

Киевская Русь, вроде бы управляемая варяжской династией, производит странное впечатление. Общество организовано принципиально иначе, чем в Европе – классическая феодальная пирамида отсутствует, вместо феода господствует аллод – средневековый эквивалент «нормальной» частной собственности на землю. В илларионовом «Слове о законе и благодати» русских князей систематически называют каганами, и это вряд ли случайно. Характерная для ранних Рюриковичей лествичная система престолонаследия в действительности имеет абсолютно азиатское происхождение – исходно она возникла у гуннов/хунну, затем была воспроизведена династией ханов Ашина, правившей в Тюркском каганате, Хазарии и Дешт-и-Кыпчак, половецкой степи. Былины, возникшие в дружинной среде – откровенно неевропейские, они очень мало похожи на западный эпос, зато весьма напоминают тюркский. Экспертиза останков Ильи Муромца мрачно констатировала сильную монголоидную примесь. Материальная культура во многом выглядит как адская смесь византийских и степных элементов – скажем, каноническое изображение древнерусского воина, вполне европейца, на самом деле имеет отдалённое отношение к действительности. В реальности облик тогдашней армии был намного более «ориентальным».

Московская Русь ожидаемо пронизана азиатчиной вообще и «татарщиной» в частности. Истинно русские приметы быта, например, импортированы, причём зачастую очень издалека. Чисто русская манера лежать на печи на самом деле продукт глобального обмена технологиями, практиковавшегося монголами - идея лежания на печи, отнюдь нетривиальная, изначально осенила северных китайцев. Пристрастие к колоколам и колокольному звону – от церковного до «сигналов» изобретённой монголами ямской службы вывезено оттуда же. В домонгольский период использовались «била». Валенки позаимствованы у собственно монголов, щеголявших в войлочных «чулках». Госаппарат точно скопирован у ордынцев, система условного землевладения – у азиатских султанатов. Под горлатными боярскими шапками скрываются тафьи - местные разновидности тюбетеек. Русский парламентаризм – соборность – действительно очень сильно отличается от европейского. Всесословное представительство и принятие решений консенсусом странно смотрится где-нибудь в Англии – зато совершенно адекватно где-нибудь в Стамбуле. Схема работы соборов живо напоминает исламскую шуру. Система местничества – для Европы, мягко говоря. экзотическая, в действительности очень сильно похожа на тюркскую систему наследования «офицерских» должностей. Картинка, изображающая московского воеводу, забавна тем, что с тем же успехом под ней могла бы стоять подпись «тимуридский амир».

Романовская эпопея вестернизации подкорректировала культурный код – и породила иллюзии – но отнюдь не радикально. 90% населения были затронуты ей весьма слабо, и экономическая реальность петербургской империи, в конечном итоге и формирующая менталитет, имела крайне мало общего с европейской. Даже вроде бы классические капиталистические отношения вырастали на весьма специфическом поле. Почти всякая предпринимательская династия в России имела легенду, согласно которой её основатель достиг богатства не самым законным путём. Действительно, отцы-основатели династий богатели внезапно и на пустом месте – однако на практике легенды скрывают куда менее банальную историю.

Заря капитализма в России в очень большой степени связана с коллективным предпринимательством старообрядческих или попросту сектантских общин. Титульные собственники, зачастую лицемерно принимавшие никонианство, были всего лишь «менеджерами» и ширмой. Даже в середине ХIХ века часто заключались причудливые сделки, когда внушительные активы продавались за смехотворную цену. Подтекст был прост: ни продавцы, ни покупатели вовсе не являлись действительными владельцами – собственником была община, а диковатые сделки были элементарной передачей активов под более грамотное управление.

В пореформенную эпоху эта схема дала сбой - бывшие «менеджеры» «приватизировали» коллективную собственность и… предпочли срочно обзавестись отдалёнными предками с криминальными наклонностями. Доисторические бандиты покрывали весьма близких предков, бывших всего лишь менеджерами раскольничьей «корпорации».

В принципе коллективное сектантское предпринимательство не является чистым эксклюзивом. Так, среднестатистический американец с существенной степенью вероятности может столкнуться с вилкой от Oneida Ltd. и холодильником от Amana Refrigeration Inc. Между тем, Ltd изначально было сектой перфекционистов, а Inc - «Обществом Амана». Однако нигде на Западе – даже в кишевших многообразными сектами США – подобный бизнес не стал практически мейнстримом.

Старообрядческое предпринимательство показывает нам весьма характерный и воспроизводящийся образ – на поверхности рациональное, западное право петербургской империи. Под поверхностью – отношения собственности, с этим правом никак не связанные.

При этом идеология старообрядчества демонстрирует странную и напрочь отсутствующую у западных протестантов амбивалентность – труд одобряем и поощряем, но деньги вызывают скепсис, а богатство не является значимой ценностью. Это выглядит как римейк традиции «азиатского протестантизма» - в отличие от европейского освящающего процесс производства, а не результат.

«Славословить Ахурамазду и давать корм скоту – это мы считаем самым лучшим… Когда хлеб выпекается, тогда дайвов (демонов) бросает в пот; когда провеянное зерно приготовляется, тогда дайвы обессиливают; когда мука приготовляется, тогда дайвы вопят». (с) Заратустра.

Это хорошо видно и после 1917-го. Скажем, советская сакрализация труда в комбинации с антиконсьюмеризмом парадоксальным образом находится в русле той же самой традиции.

Иными словами, представление о том, что Россия часть западной цивилизации - это иллюзия. Скорее перед нами связка в духе Китай-Япония – при внешнем сходстве и безразмерных культурных заимствованиях органические начала японской жизни решительно не стыкуются с китайскими.

С практической точки зрения это значит следующее. Это никоим образом не значит, что нам следует огородиться стеной и старательно пестовать свою самобытность – она и так никуда не денется, а склонность заимствовать, срисовывать и копировать – это и есть органическое начало русской жизни. Окраинные цивилизации-спутники по другому не живут и жить не могут. Однако лучше быть заранее готовыми к тому, что принцип «что русскому здорово, то немцу смерть» будет и дальше действовать с нечеловеческой силой. Многие подсмотренные рецепты не сработают, другие сработают странно. Реальность может выглядеть лучше, может хуже – но точно такой же, как на Западе, она не станет никогда.

       
Print version Распечатать