Домик в деревне

В раннем детстве, когда я еще не ходил в школу, случилось так, что я несколько лет жил с бабушкой и дедом в деревеньке под романтическим названием Засородье. Деревня была маленькая, в тринадцать домов. Через поле, где-то за километр или полтора, стояла другая деревня, Люля. Домов на восемь. Как-то я спросил у деда: "А что, все деревни такие маленькие?". Дед тогда грустно улыбнулся и сказал, что раньше оба села насчитывали по сотне домов, а в Люле был даже пивзавод. "Раньше" - это в смысле до революции. То, что несколько деревень объединялись в целое сельское благочиние, и почти в каждой деревне была как минимум часовня, дед мне естественно не рассказал. И то, что потом новоявленная советская власть сделала с благочинием и благочинными священниками, да и с этими деревнями, дед мне тоже ничего не рассказал. В начале девяностых годов сельское население еще побаивалось говорить о таких вещах. Тем более с детьми.

Так или иначе, то, что было крепкими селами в начале века, к концу прошлого столетия превратилось в умирающие деревни. Кстати, сейчас Люля - это мертвая деревня. В Засородье живет три или четыре семьи. Картина умирающих деревень в современной России повсеместна.

Когда я учился в школе, на уроках истории нам рассказывали, что индустриальная страна - это всегда лучше, чем аграрно-индустриальная. Меня это очень удивляло. Почему страна, где есть только заводы и фабрики, и которая должна покупать где-то продукты, чтобы прокормить своих жителей, это лучше, чем страна, в которой все есть, и покупать за границей ничего не надо. Когда я спросил об этом у учительницы по истории, она ответила, что условия в России не предполагают сельского хозяйства в принципе. Долго я тогда смотрел на карту России и не понимал: а как же весь Юг России? Кубань, Астрахань, Краснодар, они тоже под сельское хозяйство не годятся?

В общем, в нашем массовом сознании прочно засела мысль, что в деревне делать нечего. Село превратилось в "территорию вырождения". В общем-то, большинство жителей села этот статус подтверждают. Особенно молодежь. Юноши, которые пьют, как матерые алкоголики. Девушки, которые, мягко скажем, "не тяжелого" поведения. Все это на фоне необразованности, безразличия к жизни и полной бездуховности. Людям нечего делать в деревне. Нет у них цели что-то менять там к лучшему. Есть, конечно, исключения, крепкие села и фермерские хозяйства. Но пока их настолько мало, что они лишь подтверждают общее мрачное правило.

Сам строй сельской жизни был сломан в эпоху коллективизации. Село жило общиной. Идеологическим центром этой общины был храм. Идеологом - приходской священник. Сельская церковь с ее приходской школой была и образовательным институтом. Сейчас всего этого нет. Попытки возобновить институт сельского, приходского священства ведутся уже давно. Где-то это получается, а где-то происходят такие случаи, как в Тверской области. Священников попросту убивают. Сельские жители превратились в быдло. И поэтому та "жизнь села", которую мы сейчас видим, не что иное, как агония некогда сильной русской деревни.

С одной стороны, можно плюнуть на русское село - пусть себе догнивает, с другой - сейчас реализуется национальный проект "Село". Возникает вопрос - зачем? С одной стороны, нам действительно нужно развитое сельское хозяйство. Когда-то Россия поставляла сельскую продукцию за рубеж и имела с этого огромную прибыль. С другой - наши сельские земли медленно, но верно скупаются не очень "правильными" организациями. Есть такой шотландский фонд Финдхорн и глобальная корпорация Ecologia Trust. На территории России она представлена организацией Союз экопоселений России. СЭР помогает таким сектам, как "Звенящие кедры России", скупать земли под свои экопоселения. Вообще программа СЭР для России весьма своеобразна. Цель проекта "Экодеревня" - полное уничтожение индустриальной цивилизации. Из одной крайности нас хотят перевести в другую. При этом жизнь в экопоселении тех же "Звенящих кедров" больше напоминает выживание.

Проблема в том, что не очень нормальные сектанты в деревню едут и землю за бесценок скупают, а вот нормальные городские жители наше село "видали в гробу и в белых тапках". Хотя среди горожан у некоторых тоже случается желание купить домик в деревне. Просто семья, в которой несколько детей, это такая штука, которая лучше чувствует себя в доме, а не в однокомнатной квартире. И здесь начинаются интересные странности. За деньги, на которые можно купить, например, в Новгороде комнату в общежитии, можно приобрести и целый трехквартирный дом в двадцати минутах езды от города.

Вот такая ценовая политика. Перспективы жизни в деревне нет. Эту перспективу необходимо создать. А для этого нужно облагородить то село, которое у нас есть сейчас. То есть не облагородить, а просто воскресить. Ну а для этого нужно поднять нравственный и образовательный уровень сельских жителей. Собственно, этим сейчас занимается Русская церковь. По словам сотрудников Московской Патриархии, те деревни, в которых открываются храмы, через некоторое время оживают. Народ там начинает строже к себе относиться.

Обсуждая проблемы нынешней деревни и реализации национального проекта "Село", мы снова подходим к дилемме формы и содержания. Сам по себе проект по оздоровлению сельской жизни весьма неплох. Но проблема в том, что он рассчитан на людей, которым нужно, чтобы в их деревне жилось лучше. А таких сейчас исчезающее меньшинство. Необходимо привить мотивацию сельским жителям. Определенное самоуважение и желание жить, а не существовать от "получки до бутылки". Для этого и необходимо в селах открывать храмы и восстанавливать институт сельского духовенства.

Когда люди в деревне станут больше похожи на людей, а не на ту монструозную массу, воняющую перегаром, которую они являют сейчас, тогда и только тогда городские жители задумаются, а не стоит ли жить в сельской местности. С другой же стороны - это тоже не полное решение проблемы. Если взять горожан и переселить в деревню, то кого-то надо будет переселять в город. В свое время Хосе Ортега-и-Гассет мог позволить себе посокрушаться над восстанием масс. У нас и масс-то не очень много.

А это уже не проблема жизни в селе или в городе. Это проблема демографии, а проще говоря - воскрешения института семейственности. И снова мы приходим к церковному тезису о том, что семья - малая Церковь. В общем, ситуация складывается в том ключе, что, куда ни плюнь, везде храм нужен. С толковым священником.

Есть и еще один нехороший момент в восприятии села массовым сознанием. Сельские жители для городских - это инопланетяне. Люди из параллельного мира. Для деревенских тем же самым является житель городской. Это необходимо менять. Давно, еще в допетровскую эпоху, различия между городом и деревней были едва уловимы. Нет, я не призываю превратить наши города в огромные села. Необходимо лишь, чтобы деревенские и городские жители общались на одном языке. А здесь мы снова возвращаемся к проблеме образования и воспитания. Нужно, чтобы село стало необходимым элементом в жизни нашего индустриального государства.

Да, процесс воспитания сельских жителей, особенно нынешней деревенской молодежи, займет не один год. Но если не браться за это дело сейчас, то деревень у нас не будет. Старшее и более сознательное поколение умрет. Молодежь переберется в города. Кем они станут в условиях городской жизни - это большой вопрос. Но вот с селом тогда все вопросы отпадут сразу же. Села просто не будет. Нормального села.

Останутся только СЭРовские экопоселения, жители которых имеют жесткую мотивацию, цель - жить именно на природе. Вот только в становлении сильного Российского государства ни они, ни СЭР, ни Ecologia Trust, ни тем более фонд Финдхорн не заинтересованы.

В общем, для того чтобы село в России возродилось, кроме экономических вливаний необходимо провести еще и работу с нравственностью сельских жителей. Создать в деревне условия для дальнейшей жизненной перспективы. Создать в деревне систему образования. В общем, как это жестко ни прозвучит, из сельских жителей сделать людей. А в условиях России для этого необходима Русская церковь. Сельские приходы сейчас открываются, но в слишком малом количестве. Чтобы воцерковление села прошло быстрее, необходима помощь государства. Вот такая старая добрая халкидонская "Симфония" на новый лад. И иных перспектив возрождения русской деревни я не вижу.

       
Print version Распечатать