Девайсы от мотыги

"Хижина дяди Тома" теперь должна быть написана по-китайски

Можно, конечно, завести на рабочем столе планшета папочку - вслед за Стивеном Ландсбургом - и, чтобы не утруждаться, назвать ее "Шум и ярость". И помещать туда различные примеры, которые точно не могут быть оправданием греха или снисхождением к нему.

Вот, например, взять и написать - iPad. И предложить, что с этим сделать. Скажем, предложить пользователям отказаться от iPad, iPod и iPhone и публично бросать их к подножью головного офиса штаб-квартиры корпорации Apple в Купертино, штат Калифорния - так некогда ветераны Вьетнама швыряли свои награды к подножию Капитолия. Перечислены не просто планшет, плеер и телефон, - символы технологического прорыва и личной свободы, развивающие современную цивилизацию. Одновременно они являются и другими символами, олицетворяющими немалые гуманитарные проблемы. Западному миру все же придется как-то отнестись к "азиатским тиграм" и что-то такое сделать с собственным концептом "социально ответственного поведения".

Могут ли продукты современной индустрии, позиционирующиеся как революционные, при этом базироваться на рабском труде и чудовищной эксплуатации на заводах поставщиков? - вопрос цивилизационного выбора. Он решается либо в пользу "социальной экологичности", либо в пользу предельно циничной рациональности - с ее управлением издержками и центрами прибыли.

Довольно жесткие заявления в адрес Apple уже звучали не раз и могут скоро последовать вновь в виде мощного крещендо (здесь для конкурентов открывается отличная возможность "убить" имидж Apple, что еще никому не удалось сделать в ходе патентных войн). 12 сентября Apple представила iPhone 5 и за три дня продала их 5 млн штук. Но именно тогда самой финансово успешной компании мира припомнили многое. Теперь 23 октября Apple презентует уменьшенный вариант планшетника iPad (iPad mini). Станет ли это сигналом к старту демонстраций возмущенной общественности? Не думаю. Не исключу, впрочем, что однажды от "яблочной" продукции начнут отказываться по идеологическим мотивам. Идеологические убеждения, сформированные на основе самосознания, по Дугласу Норту, серьезный вызов. "Я не пользуюсь Apple" будет звучать примерно так же, как в определенных обстоятельствах в Рунете распространялось: "Я не заправляюсь на "Лукойле".

К вопросу о самосознании европейской культуры в XXI веке. Веберовский человек, которого, как писали его критики и истолкователи, "философия жизни" освободила от всех обязанностей, кроме обязанности жить, активно реализует свое потребительское право, идентичное прежней "полноте жизни". Рациональное и предельно эгоистическое поведение потребителей (другим оно и не бывает) не подразумевает радикальных ограничений, если... Вот именно, если.

Всемирный фонд дикий природы (WWF) и гринписовские активисты, несомненно, вполне экстремистским способом отучили селебретиз кутаться в мехах. "Зеленые" против шуб из норки, песца и чернобурки использовали баллончики с краской. Избранный метод, несмотря на издержи (задержания полиции, избиение активистов секьюрити), оказался действенным.

«Что надо сделать, чтобы айфоны собирались в США?» — спросил однажды на приеме Барак Обама у смертельно больного Стива Джобса. «Эти рабочие места уже не вернутся в страну», — ответил он.

Помните, что написано на устройстве? Designed by Apple in California. Assembled in China.

Процессор А5, сердце девайсов, делают в Техасе. В Штатах создают дизайн. Разрабатывают программное обеспечение, маркетинговые стратегии и рекламу. Все остальное производит компания Foxconn (создающая практически половину мировой коммуникативной электроники); на заводы в Китае набирают рабочих из сельских районов, их возраст от 18 до 25 лет (у нас бы сказали - парни от сохи, правильнее - от мотыги). Сегментируя производство (Элханан Хелпман), американские компании используют труд низкоквалифицированных рабочих. И это дешевле, чем менять технологии и строить полностью автоматизированные линии.

Авторитарные предприятия, описанные Чарльзом Линдбломом, в Китае превращаются в колонии-поселения (Foxconn City) и работают на удовлетворение потребностей западного мира.

Модель всемирной фабрики. "Модель всемирной фабрики", говорит кореевед Андрей Ланьков, базируется на очень низкой стоимости рабочей силы. "Годовая зарплата рядового рабочего Foxconn составляет столько же, сколько сейчас россияне платят за новенький iPhone 5", - пишет аналитик индустрии Эльдар Муртазин. Кстати, известны расчеты: если за один готовый планшет китаец получает $8, то корейцу, выполняющему ту же работу, платят по $34 за iPad.

Однако известны подсчеты The New York Times: если платить китайцам американские зарплаты, то это прибавило бы всего $65 к себестоимости каждого Apple-телефона..

Американские эксперты уверены: конкурентные преимущества Китая не только в дешевизне рабочей силы. Производство здесь можно поменять радикально быстро, масштабно и гибко (приводится пример: нанять за ночь 3000 человек, расселить их в общежитии и наутро начать выпуск новой модели iPhone).

Рабочая сила в Китае особенная, рассказывал года полтора назад Виталий Найшуль, участвуя в публичной дискуссии в Политехническом музее, посвященной особенностям модернизации, протекающей успешно или неуспешно в самых разных странах мира. Исследования показали, что китайская культура не претерпевает изменений: работа на сборочном производстве идентична уборке риса, говорил Найшуль, ссылаясь на Ланькова. И отношения, которые возникают между работниками, а также между работниками и начальством, одни и те же. Сказано повернуть гайку на три четверти, ровно на столько и завернет.

Азиатский способ извлечения прибыли. Теперь о Foxconn. Это торговая марка тайбэйской компании Hon Hai Precision Industry Co. Основными заказчиками Foxconn являются Apple, Cisco, Dell, Intel, Nokia, Motorola, Sony и Nintendo. На заводах компании сейчас работает до 1млн 200 тыс. рабочих.

Есть некоторые особенности, которые "вшиты" в самую производственную матрицу. Если упростить, то евро-американские производства при проектировании рассчитываются так, чтобы прибыль с единицы продукции оказывалась максимальна, и эта благородная цель достигается прежде всего технологией производства. Азиатские заводы проектируются иначе: в основе лежит задача получения максимальной прибыли, и каждый квадратный метр должен давать максимальную отдачу - как и в торговле (известно, кстати, очень интересное исследование маркетолога Игоря Качанова, сделавшего сравнительный анализ прибыли ведущих компаний мира, извлекаемой из одного квадратного метра ее площади).

Китайцам приходится трудиться 60-80 рабочих часов в неделю вместо 36 часов, максимально разрешенных китайскими законами; и зарплата на большинстве заводов до недавнего времени была в $130, составляющая минимум, установленный государством. Разрешен и труд подростков, который у американцев принято называть "детским трудом". Китайский рабочий работает как заключенный, и ему, как министру иностранных дел при переговорах, следует иметь хороший мочевой пузырь - чаще всего, он имеет право один раз за смену сходить в туалет на 3 минуты.

Зафиксированы случаи массовых отравлений опасными ядовитыми веществами, использующимися в производственном процессе (например, токсичный газ Н-гексан разрушает нервную систему и приводит к параличу). С самоубийствами (их было 14) администрация борется не методом снятия психологической нагрузки с рабочих, выполняющих однообразную работу, а дешевым и эффективным способом - она натянула сетку под окнами высотных зданий. The Wall Street Journal писала об эффекте коллективной психологии, когда один случай суицида на заводе компании влечет за собой целую серию смертей. На территории техно-городков с общежитиями распространяются жесткие внутренние правила. Наказания провинившихся - практика. Как и практикой является запрет перекинуться в ходе смены даже несколькими словами.

Вряд ли можно назвать свободу выбора - при сложившихся экономических условиях - не работать на заводах компании с плохой репутацией.

Нагрузку на рабочих частично объясняют закупочной политикой брендов-потребителей продукции, добивающейся снижения себестоимости комплектующих, безукоризненного соблюдения графика поставок и быстрого внедрения инноваций (классический пример - Джобс перед продажей яблокофона вдруг передумал, отказавшись от пластикового экрана, и завод Corning Glass был перепрофилирован под выпуск стекла для iPhone за сутки).

Новое в Китае. Ушли безропотность и безоговорочное подчинение начальству. "Революционные" девайсы будто бы подогревают забастовочное движение. В январе 2010 года более двух тысяч рабочих одного из заводов Wintek Corp., производящих тачскрин, используемый в iPhone, забастовав, уничтожили попутно оборудование и готовую продукцию, предназначенную для сборочных цехов Foxconn. Прибывшую полицию они закидали камнями. Причины: слух об отмене надбавок и четыре смерти их товарищей, вызванные воздействием вредных веществ, применяющихся в производстве (В одном из отчетов Apple обнаружил: 137 работника компании Wintek получили отравления этим веществом для чистки экранов).

В ноябре 2010 года 7 тысяч работников Foxconn Premier Image Technology China заполнили улицы города Фошан, расположенного неподалеку от центра Гуанчжоу. Они протестовали против низкой оплаты труда, а также против планов компании, которые предполагали перенос части производств в другие китайские регионы.

Китайские рабочие снова попали в мировые новости 23 сентября 2012 года. Приключилась драка на заводе в Тайюане, начавшаяся после того, как охранник в общежитии ударил рабочего, начались массовые беспорядки, и 5 тысяч китайских полицейских проводили практически войсковую операцию, замиряя "фирму-тюрьму". Фотографии с места событий удаляются цензурой из китайского сервиса Weibo, аналога Твиттера.

1 и 2 октября 2012 года произошли две стычки между сборщиками продукции и ее приемщиками. 5 октября правозащитная организация China Labor Watch сообщила об остановке производства на заводе Чжэнчжоу. По сообщению организации, несколько тысяч работников протестовало против новых, чрезмерных требований к качеству сборки (от них требуют предельной точности в подгонке деталей до двух сотых миллиметра), а также распоряжения о выходе на работу в праздники. Представители Foxconn при этом подтверждают лишь несколько трудовых споров между сотрудниками завода и отделом обеспечения качества.

С другой стороны, есть немало сообщений, что легендарно трудолюбивые китайцы уже не настолько трудолюбивы, как прежде. Продукцию Apple они стали производить с качеством китайского электронного ширпотреба. Покупатели смартфонов, распаковывая iPhone 5, видят глубокие и многочисленные царапины. Появилась здравая мысль, которую попытались объяснить руководству Foxconn: повышение качества невозможно без переподготовки персонала. Управляющие производствами против: это оторвет людей от их прямых обязанностей. Управление качеством - дисциплина отнюдь не новая, и китайцам, по всей видимости, придется однажды понять, что мероприятия по поддержанию качества требуют немалых вложений, снижающих норму прибыли.

Чипы вместо чипсов. Призыв к американцам во время президентской гонки 20-летней давности, раздавшийся из лагеря Росс Перо - "Производить компьютерные чипы вместо картофельных чипсов", о котором как-то напомнил Ландсбург, занимает сейчас и Обаму. Перспектива, на мой взгляд, такова: стоимость рабочей силы в Китае неизбежно будет расти, и Apple с такой стратегией придется уже скоро присматриваться к Африке.

И тут самое время поспрашивать: случится ли когда-нибудь нормативный сдвиг, меняющий высокую приспосабливаемость общества к важнейшим гуманитарным вызовам? И что в данном случае будет означать достижимость нравственных ориентиров? И какие факты тогда придется помещать в папку "Шум и ярость"?

       
Print version Распечатать