ЦИК РФ не представляет

"Суверенная демократия" в опасности. Тлетворное влияние западной массовой культуры проникло - страшно сказать - в ЦИК РФ. Не на выставке актуального искусства, а в Центризбиркоме на скорую руку переработанные афиши голливудских блокбастеров призывают избирателя прийти на выборы президента РФ. Вожделенно целующиеся милиционеры, сделавшиеся фактом международного скандала, меркнут перед инновацией: "ЦИК РФ представляет: 2 марта на всех избирательных участках страны! Выборы президента РФ. Дети до 18 лет на выборы не допускаются". "Хитмэн" - фильм, снятый по мотивам компьютерной игры, где успешно действует ловкий наемный убийца. "Зорро" - вожделенная мечта беднейших слоев о справедливом перераспределении средств в пользу нуждающихся. Многоговорящее название "Чикаго". Избирателю в такой логике следует внимательно следить за премьерами.

Удивительно, насколько представленные образчики противоречат существующему тренду. То, что уместно на корпоративном капустнике, вытащено под телекамеры. Верка Сердючка после "Евровидения" за глупую шутку в адрес национальной гордости великороссов лишилась российского ангажемента. А тут о национальных выборах, на секундочку, идет речь. Довольно странный эксперимент для неокрепшего ума российского избирателя.

Галерея киношных афиш, впрочем, развернута как альтернативный проект. Надо думать, в интересах одной из ведущих компаний на рынке политического консультирования. При этом сам факт презентации означает успешное прохождение "внутреннего" конкурса.

Председатель ЦИКа Владимир Чуров, вероятно, ощущая очевидную неуместность экспозиции, опрометчиво заметил, что позволил себе "немножко похулиганить". Оставшись практически безнаказанным: громить ЦИК не пошли ни православная общественность, ни "Наши" с "Молодой гвардией". Хотя внешние признаки антипатриотизма налицо. Не говоря уже об очевидном нарушении закона об авторских и смежных правах (слямзить чужой плакатик нынче дорогого стоит). Рискованная получилась презентация.

Можно спорить, насколько успешно освоены 2,2 млн рублей для других, менее эпатажных вариантов. "Выборы президента России. Первый праздник весны" - романтическая работа. Эксплуатирующая застарелый советский пафосный миф о выборах как торжестве народовластия. Значительно выигрывающая от соседства с экстремальными образчиками, что не исключает... на это и рассчитывали. Банальные, без "изюминки" плакаты на их фоне просто шедевральны. Однако любой специалист скажет о недопустимости одновременного использования изображения сразу двух "галочек" на плакате. Графическое решение в духе "скворцы прилетели" добавляет в голубую синь безоблачного неба помимо скворечника дополнительную стайку птиц. Лётная тематика позволила г-ну Чурову успешно отразить атаку коллег по комиссии по поводу трехцветной галочки-логотипа, несколько копирующей "найковскую". Ему она напоминает профиль крыла самолета. Летательный аппарат с таким профилем, забыл он уточнить, никогда в воздух не поднимется...

Если не обсуждать выпукло-вогнутые поверхности и теорию возникновения подъемной силы, то ассоциации как нельзя лучше свидетельствуют в пользу неуклюжего киношного варианта. В эти игры легко заиграться. Выборы для политтехнологов часто не более чем полигон для обкатки изящных креативных идей. Очень часто идеи хороши сами по себе, как "чистое искусство". Как иллюстрация к "букварю" для начинающих пиарщиков. Но обсуждать всерьез полеты их фантазии никто никогда не решался. Фокус-группы, тест-холлы, экспертные опросы - десятки способов проверить реакции целевой аудитории. Правило проигнорировано там, где его демонстративное соблюдение оказалось бы совсем не лишним. Г-н Чуров призывал партийных функционеров и журналистов делиться своими впечатлениями. Ему и высказали все, не заржавело...

Небогатый словами Александр Вешняков был осторожен, часто нервничал, общаясь с журналистами. Понимая, во что ввязался. Только что назначенный послом в Ригу, он вряд ли сожалеет ныне об уходе с "расстрельной" должности. А вот г-н Чуров раскованнее, ироничнее, публичнее. Ему нравится привлекать внимание к себе и своей работе. Наверное, если ему сказать об этом прямо, он очень удивится. Ему еще предстоит понять: если кто-то из энтузиастов сегодня затеет создание музея "грязных" избирательных технологий, то учреждению будет присвоено светлое имя Владимира Чурова. Ему это покажется несправедливым.

Сегодня, когда стало известно о завершившейся в Ингушетии акции "Я не голосовал", он все еще по инерции дает лестные отзывы профессионализму своего ведомства - особенно когда заходит речь о сравнении с Грузией. В расчет не берутся различия в общественно-политической ситуации, определяющие отличия в условиях работы двух "министерств выборов". Речь следует вести не столько о наличии или отсутствии ангажированных или беспристрастных зарубежных наблюдателей, к которым почему-то вечно принято апеллировать. Грузинская оппозиция, недовольная итогами выборов, запросто берет штурмом избирком. Затем выводит сто тысяч недовольных итогами на площадь. А рассеянные группы "протестантов" из "Другой России", как жалкие котята, всего лишь подслеповато тычутся в барьерчики Федеральной службы охраны. После чего неизбежно оказываются в суде как злостные нарушители...

Президентским выборам в России, итоги которых давно и надежно предопределены, требуется придать известную привлекательность, без которой обеспечить явку довольно затруднительно. Очевидно, кое-кому удалось убедить ЦИК, будто сама по себе интересная и занимательная предвыборная реклама способна обеспечить достойные цифры. Подчеркивающие важность легитимной передачи власти преемнику. Он же, как стало известно после его закрытой встречи с журналистами, вроде бы даже склоняется к отказу от дебатов. Что также противоречит тренду...

Содержательный характер выборов - основной движитель всех избирательных кампаний в постсоветской истории. Отсюда их судьбоносность. И в 1996-м, и в 2000-м.

Правда, нынешняя публичная общественная жизнь обнаруживает и другие черты, характерные для модели поведения в шоу-бизнесе. И если профессиональные шоумены Жириновский, Шандыбин и Марычев долгое время оставались вне конкуренции, то теперь эпатаж и отсутствие моральных ограничителей нередко стали доминировать. Происходящее - как бы не всерьез, игра. Легкая и ни к чему не обязывающая. Но, в сущности, разрушающая. Разрушительная. Вот два тренда, существующих одновременно. Исключающих друг друга. И взаимодополняющих.

Нет ни борьбы всерьез, ни игры. В этом главная проблема старта президентской кампании. Отсюда моральный релятивизм и эксперименты в эстетике. Резидент "Камеди Клаба" в супермаркете совершил удивительный прорыв: "Овощи не голосуют. Ты не овощ". Этот ролик для молодежной аудитории, крутившийся в думскую кампанию 2007 года на одном из телеканалов, закономерно допускает в нынешнюю кампанию использование "Медведа" в Сети. Пожалуй, он поэффективней "Хитмэна" будет.

       
Print version Распечатать