Чему нас научил Мохнаткин

Аккурат в канун последнего Нового Года тверской житель Сергей Мохнаткин шел по Москве с бутылкой шампанского и банкой дешевой икры в мятом советском портфеле. Доблестные служители правопорядка лениво волокли куда-то пожилую женщину, участвовавшую в случайно проходившем в это же время митинге. Проходящий мимо Мохнаткин, предельно реализовав известный советский принцип «не проходите мимо», «сделал замечание», как осторожно пишут одни издания, и «яростно бросился на выручку», как пишут иные, менее осторожные.

Говорят, Мохнаткин в воронке избил сотрудника милиции, сломав ему нос, и (sic!) повредив видеокамеру, которой сотрудник милиции снимал происходящее в воронке. В свою очередь доблестные служители правопорядка наваляли (что более предсказуемо) самому Мохнаткину. В начале июня наш герой приехал в Москву по повестке, чтобы опознать избивавших его милиционеров, которые его, разумеется, тут же и «закрыли». За нос. А 9 июня Тверской суд Москвы приговорил Мохнаткина к двум с половиной годам.

Тоскливый голос оппозиции

У наших, прости Господи, оппозиционеров, есть три прекрасных способа говорить обо всем – три универсальных объясняющих и легитимирующих дискурса. Первый – кровавый режим и проклятая гэбня. Второй – душат свободу. Третий – забитый и забытый (пост)советский человек, по определению – несчастный. На примере казуса Мохнаткина все три оппозиционных дискурса выглядят особенно нелепо.

Кровавый режим избил человека в воронке. Проклятая гэбня присудила ему срок за участие в политической акции – в которой он как бы не участвовал. Свободу Мохнаткина душат в карцере. Он – забитый доблестным служителем правопорядка и забытый обществом несчастный советский человек.

Но позвольте! С какой стати обществу помнить лично о Мохнаткине? У него была работа (курьер), жилье (в области), в конце концов – шампанское и икра. У него было советское прошлое (ему пятьдесят шесть), своя позиция по любому вопросу (как говорят знакомые героя), свобода выбора.

Другой вопрос: что должен делать представитель сил правопорядка, коли его задержанный бьет, извините, в нос? Вести дебаты о либертарианстве в одном отдельно взятом воронке? Извиняться? Что должен делать судья, к которому попало дело – и который, кстати сказать, присудил Мохнаткину срок вдвое меньше минимально возможного по статье – пяти лет? Торжественно освобождать Мохнаткина из-под стражи в зале суда и долго жать его мужественную руку?

Фундаментальный вопрос, который ни один оппозиционер никогда не задаст не то что другому – даже самому себе: как можно изменить систему (технический оппозиционный термин), стуча по носам? Как можно изменить систему, участвуя в митинге? Так можно только засветиться на камеру, повысить рейтинг, стравить напряжение. Ничего изменить таким образом реально нельзя, так как революции – исторический факт, – почти никогда не приводят к чему-то лучшему. Мохнаткин вступился за женщину – вероятно, это здорово, но зачем превращать это в политику?

Ответственный класс

В последнее время мы много слышим об ответственном классе, который постепенно вроде как сменяет поднадоевший креативный и, вроде как, должен осуществить модернизацию России. Национальная идея России по версии ответственного класса – «построй Россию своими руками». Ответственный класс – это те, кто, активно действуя в интернет-сетях, социальных сервисах, блогосфере, имея опыт акций прямого действия, обладая, как любят сегодня заклинать, «комплексом коммуникативных компетенций», будет при этом ответственным.

Так вот: именно здесь проходит водораздел между социальными активистами и любителями политических дискуссий. Идеальный герой модернизации объединяет в себе обоих, и потому нереалистичен, невозможен. Однако мы можем легко найти антигероя модернизации. Собственно, это и есть Мохнаткин.

У него не было цели. Он поддался порыву. Был ли Мохнаткин ответственен? Модернизатор ли Мохнаткин? Нет. Мохнаткин – инноватор? Да нет же. Мохнаткин живописует собой прошлый век, господство одномерной свободы, время владычества хипстеров, ответственный же класс – век грядущий. О чем и мотивационная сказка чуть ниже.

Будущее, предположительное поэтическое

Ответственный класс по площади шествует. В портфеле айфон, айпод и айран – на завтра, как-никак – Новый Год. Доблестные служители правопорядка заталкивают в воронок пожилую женщину. Ответственный класс выбирает позицию, жмет увеличение камеры. Снимает на видео сцену, снимает лица служителей, номер машины снимает. На YouTube выкладывает видео – ведь эпоха 3G наступила. В твиттере – ссылку, и в блоге лытдыбр копипастит. Сразу звонит правдорубам известным, чтоб те журналистов прислали на происшествия место. Назавтра проснувшись под вечер (как-никак – Новый Год), хочет вмешаться в процесс. Ищет по ссылкам, кто видел, писал и участвовал в действе. Создает он и группу в контакте.

Лица злодеев известны, друзья их по базам пробили, с женщиной шесть интервью, нечестивых сотрудников правоохранительных органов увольняют. Рейтинг повысив, герой наш – совсем не Мохнаткин, – пишет в жежешечку метод, которым добился победы. Слава ему – копипастят его две недели, дальше же он себе новое дело находит.

* * *

Разумеется, свобода лучше несвободы. Однако же свобода «дать в морду», не разбираясь, к ним – свободам, – не должна, на наш взгляд, относиться. Сколько не говори сладкое слово «свобода» – свободней не станет, если ничего не делать по поводу этой свободы. Свобода настолько заболтана, переврана и извращена нынешним, с позволения сказать, «политическим дискурсом», что впору думать о защите свободы от употребления, об экологическом отношении к свободе.

А это и есть ответственность.

       
Print version Распечатать