Беспартийная партийность

Владимир Путин дал согласие на предложение Бориса Грызлова возглавить "Единую Россию" в ходе закончившегося 15 апреля съезда партии власти. Чтобы отработавшего два срока Президента РФ могли наделить дополнительным инструментом влияния на политическую ситуацию в России, "единороссы" специально изменили свой Устав. Ради Путина изменили прописанную юридически сущность председателя, коему теперь совсем не обязательно носить в кармане пиджака формализующий членство партбилет. То есть, по сути дела тот, кого партийцы именуют "национальным лидером", встает во главе почти трехмиллионной структуры, но при этом сохраняет внешние признаки независимости, обособленного положения.

В принципе, такое решение было прогнозируемым. Съезд ЕР поступил мудро, разрешив Путину оставаться беспартийным. Тут есть несколько очень важных аспектов, на которые нужно обратить самое пристальное внимание:

Во-первых, все разговоры о парламентской республике, в каковую должна была трансформироваться ведомая "оттепелью" Российская Федерация сразу прекращаются. Поскольку в парламентских республиках всегда есть сильный Парламент, формирующий ответственное перед ним Правительство и делегирующий, как правило, партийного босса на должность главы государства. Президентский пост, при этом, либо вообще упраздняется, либо существует в условиях наличия большинства полномочий у премьер-министра. У нас же качественно иная ситуация: Путин оказался лидером партии, имеющей конституционное большинство мест в Государственной Думе, контролирующей функционирование Совета Федерации, почти всех заксобраний субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, однако остался человеком свободным, не отягощенным партийной дисциплиной, не имеющим полной принадлежности к довольно жесткой партизированной группировке. И еще одно: никакой парламентской республики де-юре не будет, пока не появится новая Конституция и не произойдет перераспределение полномочий в пользу шефа кабинета министров. Извините, у нас кто по-прежнему определяет основные направления внутренней и внешней политики? Медведев. Кто представляет страну в международных отношениях? Медведев. Кто признается Верховным Главнокомандующим? Медведев. Кто может распустить Думу и отправить в отставку Правительство? Медведев. Кто дает депутатам на утверждение кандидатуру председателя Центробанка? Медведев. Кто вносит в Совет Федерации имена будущих судей Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора и увольняет их при желании? Опять Медведев. Нормы, прописанные в Основном Законе, делают самым сильным юридически актором именно главу государства, а никак не премьер-министра. Поэтому, с точки зрения институциализации, Россия остается суперпрезидентской республикой, характеризующейся твердой, четко персонифицированной, патерналистской верховной властью.

Во-вторых, фактически Владимир Путин подчиняет себе не только будущий состав топ-менеджеров министерств и ведомств, всей четырехзвенной правительственной ниши, но помимо этого встает над всеми, кто заседает в обеих палатах Федерального Собрания. Безусловно, такой шаг позволяет ему здорово усилиться, дает гарантии неприкосновенности и создает механизм воздействия на проводимый в стране курс. Вряд ли 300 с лишним парламентариев ГД, числящихся в ЕР, выдвинут когда-либо импичмент Медведеву и все же Президент будет вынужден считаться с вновь обретенной конфигурацией. Речь идет о закреплении Путина во властной иерархии после инаугурации Медведева. Дополнительный рост потенциала уходящего Президента имеет важное стратегическое значение: таким образом отсекаются многие риски, связанные с гипотетическим двоевластием. Требуется обезопасить страну от диархического конфликта с нулевой суммой. Сделать это лучше всего через закрепление сложившейся системы отношений политического класса без внесения коренных изменений в принципы, составляющие фундамент политической системы. Когда люди Путина расставлены всюду, линии противостояния антагонистических полюсов не проводятся.

В-третьих, Путин не уходит с головой в экономику и социальную сферу. Главным завхозом, собирающим критику исполнительной власти ему уже не стать, потому что именно раскручивая преимущества партийной компоненты, он будет обладать достаточным ресурсом, обеспечивающим ключевое значение внутри политических процессов. До Путина к партиям имели отношение многие правительственные чиновники: например, исполняющий обязанности премьер-министра Гайдар стоял за "Демократическим выбором России", Черномырдин - за блоком "Наш Дом Россия". И хотя те партийные скопления людей не имели популярности, солидных рейтингов, никогда не получали большинства мест в ГД, именно участие в их работе предавало Гайдару и Черномырдину больше значимости, как политическим, а не только хозяйственным фигурам. Виктора Степановича даже когда-то считали преемником Ельцина.

В-четвертых, через дополнительное оформление в качестве председателя "Единой России", Путин явно дает понять: он не собирается на пенсию, сохраняя политическое будущее, оставляя без изменений предпосылки ко всему тому, что он еще намерен сделать.

В-пятых, каждому руководителю государства нужна мощная элитная группа сплачивающего направления, на которую он может опереться и, построив конструкцию, добросовестно выполняющую его указания, реализовывать свои идеи на практике. У царей были дворянство и духовенство, у генсеков - КПСС и КГБ. Думаю, Путин всегда понимал данную закономерность. Иначе бы он не привозил с собой группировку "питерских", не укреплял бы позиции силовиков, не участвовал бы в основании долгосрочного проекта в виде доминирующей партии. Руками таких же партийных элементов, кстати, осуществлялась модернизация в послевоенных Италии, Японии, ФРГ. У него есть точки опоры. Их сейчас ровно столько, сколько диктует сам исторический период. Нельзя вытолкнуть Путина из политики, ведь он надежно защищен многочисленными элитным окружением соратников, образующим обоюдную с ним взаимозависимость. Имеет смысл сформулировать вопрос: "Кто кому больше нужен: партия Путину или Путин - партии?" Отвечая на него, мы увидим множество связей, коллективных решений и негласных договоренностей, обнажающих ту самую взаимозависимость.

В-шестых, давайте заглянем в Устав "Единой России" и прочтем, чем по долгу службы занимается ее председатель? Мы увидим следующее: "осуществляет общее политическое руководство деятельностью Партии, действует от имени Партии без доверенности"; "возглавляет Высший совет и Бюро Высшего совета Партии, распределяет полномочия между Сопредседателями Высшего совета и членами Бюро Высшего совета Партии"; "направляет и координирует деятельность Генерального совета, Президиума Генерального совета и Центрального исполнительного комитета Партии" и т.д. Там еще много разного написано. Уяснить надо одно: в пределах ЕР положение председателя - не почетная синекура, не предоставляющая внятных рычагов, а, наоборот, крайне ответственный пост. Наделяясь статусом председателя, Путин реально подчиняет себе весь партийный костяк, обретает много прав, дающих ему практически неограниченную власть в рамках конкретной организации.

В-седьмых, несмотря на все изложенное выше, ни Путин, ни Медведев не присоединились к партии. Их реакция на предложение обрести документально закрепленную партийность полностью адекватна российской политической культуре. У нас глава государства всегда стоит выше любых сдерживающих норм. И Путин, и Медведев, будучи российскими первым и вторым лицами, должны находится выше партий, институтов, инстанций. Путин - сам институт. Его избиратели есть во всех партиях. Ни разу Путин не переступал через линию, призывающую его полностью отождествить себя с партией, отстраняясь от населения, от подавляющего большинства беспартийных граждан. Здесь уместно лишь символическое ассоциирование, сильно отличающееся от прямого вхождения в партийные ряды.

Стало быть, у нас на глазах образовывается некий расклад сил, являющийся гарантом политического и имиджевого выживания в течение следующих 4 лет. Любые факторы, провоцирующие двоевластную опасность, нужно отсекать немедленно. Нет больше ни заигрываний, ни недомолвок. Ясное и конкретное описание грядущих правил игры делается полностью видимым. Основные преобразования, связанные с истинными полномочиями и главными нуждами Путина, совершаются еще до вступления в должность Медведева. Собственно, в подобных делах полезна расторопность. Промедление, же, чревато большими проблемами.

       
Print version Распечатать