Августовские тезисы русского церковника

Чего "они" от нас хотят?

Создается впечатление, что антиправославный выпад Познера был «выстрелом Авроры» в новой кампании, направленной конкретно против Святейшего Патриарха Кирилла. Пропагандиста протестантизма Познера использовали как радикала, на фоне которого антицерковные авторы, предлагающие обезглавить Русскую Церковь, лишить православных граждан России гражданских прав, уничтожить школьный предмет «Основы Православной Культуры», выдавить Церковь из общественно-политической сферы, дехристианизировать гражданское общество, выглядят «умеренными».

На «Русском журнале» появилось несколько однотипных публикаций, авторы которых «не против Православия», но против активной роли Церкви в общественной жизни страны и ее сотрудничества с системой высшего и среднего образования. Из этих статей ясно, зачем Познеру протестантизм. Как оказалось, дело не в модернизации, а в пропаганде введения в России протестантской формы подчинения Церкви государству, вместо симфонии навязать нам новый «синодальный период» в его худшей версии – подчинение Церкви не православной, но агрессивно секулярной, идеологически ангажированной атеистической власти. «Достоинства» атеизма расписывает автор РЖ Андрей Колесников и прямо посягает на права православного сообщества России. Он агитирует за атеистическую культуру против православной и пишет: «В последнее время православие действительно слишком много занимается публичной составляющей своей деятельности».

Как же обстоят дела в реальности? Руководство Церкви пытается отстоять права верующих, ставя вопросы об их правах в области образования, о военном духовенстве и о возвращении храмов, которые до сих пор используются как офисы. В действительности права православного большинства не защищены. Господин Познер неоднократно нападал на Церковь в эфире государственного Первого телеканала, а православные не могут ему ответить в эфире этого канала. Поэтому мы требуем православных телепрограмм в «прайм-тайм» Первого телевизионного канала.

Колесников призывает изгнать Церковь из общества в гетто, посягает на наши права, ибо для него тот появляющийся элементарный минимум публичности, социальности Церкви представляется «чрезмерным». По сравнению с ключевыми государствами Европы в России Церковь большинства РПЦ МП лишена много. В той же ФРГ в средней и высшей школе преподаются не культурологические знания о религии, а религиозные предметы католицизма и протестантизма. На христианские ценности публично опираются крупнейшие политические партии, даже в своих названиях, своей самоидентификации. Я имею ввиду ХДС-ХСС. Вот это – нормальная церковная публичность, а в России находятся те, кто пытается удушить ее в зародыше.

Позволим ли мы это сделать?

Дальше – больше. На том же РЖ Борис Соколов в статье «Богу-Богову» переходит к неприкрытым угрозам:

«Но вместо того, чтобы использовать благоприятную возможность и полностью эмансипироваться от государства, заниматься делами духовными, а не материальными, многие иерархи стремятся к политическим проповедям, к введению жесткой духовной цензуры в культурной сфере, к всемерному приумножению церковного имущества, не волнуясь по поводу того, что в новых храмах зачастую нет прихожан. Но попытка церкви играть самостоятельную политическую роль наверняка окончится так же, как и при Петре. Государство опять введет нечто вроде Святейшего Синода, который будет одобрять кандидатуры патриархов, митрополитов, епископов, а также все сколько-нибудь значимые мероприятия церковной жизни».

А вот за угрозы ликвидировать Патриаршество, возродить «совет по делам религий», связать и парализовать Церковь, надо давать по рукам. Законным и правовым путем. Как и опровергать ложь. Церковь не стремится к цензуре, она напоминает о христианских корнях русской культуры. Церковь думает о том, как сделать номинально православных прихожан практикующими православными. Миссионерское возрождение и всеобщая катехизация – это одна из главных тем в словах и делах Святейшего Патриарха Кирилла.

Скажем больше. Нападки Колесникова и Соколова против естественной общественной активности Церкви вредят ключевым национальным интересам России, в частности, глобальному интеграционному проекту «Русского мира», осуществляемому Патриархом Кириллом.

Вообще, провокационным является противопоставление Церкви, общества и государства. Борьба с сильной Церковью, это все равно, что борьба компрадоров с сильной наукой, культурой, обществом. Это все равно, что борьба с созданием высокотехнологичной экономики, ибо условием модернизации является опора на православную традицию, а не борьба с ней. Важно помнить, что именно в Соловецком монастыре появилась одна из первых в России электростанций, и это – символ успешности и эффективности национальной модернизации на основе православной традиции.

Церковь не просто имеет право, но обязана давать нравственную оценку событиям в обществе, в том числе в сфере политики, культуры и даже экономики (речь идет о православной этике в рыночной экономике). Складывается абсурдная ситуация: оценки политическим событиям может давать любая общественная организация, а Церкви почему-то нельзя. Это – двойные стандарты и тоталитаризм мышления антиклерикалов.

Соответственно, Церковь должна объединять все созидательные силы русского мира, всех тех, кто за сильную науку, культуру, общество и государства. Если компрадоры против центрирующей фигуры Патриарха Московского и всея Руси, значит здравомыслящие люди – за укрепление роли и значения Московского Патриарха. Если «они» против диалога Церкви, науки и школы, значит мы должны поддержать и «Основы православной культуры», и создание богословских факультетов и домовых храмов ВУЗов России. Патриарха Кирилла ждут преподаватели и студенты, молодежь Пскова, Ярославля, городов Дальнего Востока России, которые он намерен посетить в ближайшее время.

Раз православных пытаются выставить "коллективным врагом модернизации", значит мы не просто должны добиваться строительства храма в Сколково, но сделать наши школы и монастыри центрами социальной мысли, основанной на истинных православных христианских началах, значит наши приходы должны стать центрами социального мира и солидарности, значит православные бизнесмены должны возглавить процесс возвращения доверия в экономике, реализовать традиции православных деловых людей. Ну а православные политологи – прописать стратегию национальной модернизации на основе традиции, а политики – реализовать ее.

Наконец, пора показать, кто есть кто. Это, в том числе, означает, что на шествие во главе с Патриархом Кириллом в честь Дня народного единства 4 ноября 2010 года должно прийти очень, очень много людей. Не только уже воцерковленных, но хотя бы понимающих, что борьба с Православием – это борьба с самой Россией.

       
Print version Распечатать