1814

1814 - это не только год, это еще два возраста (18 и 14) и фильм режиссера с труднопроизносимой фамилией Пуустусмаа. Если в задачу создателей фильма входил показ одного года из жизни Царскосельского лицея - то, следует отметить, им это удалось. Съемки непосредственно в Царском Селе, хорошие консультанты, а равно обилие мемуарной и исследовательской литературы по данному вопросу не дали картине превратиться в очередную развесистую клюкву.

Из минусов фильма следует отметить серьезную проблему с речью персонажей: в начале фильма это третьеразрядное пэтэу, к середине видно, что за речь актеров наконец-то взялись - и они начали говорить не как молодые люди начала XXI века, а как юноши начала XIX. Но, к несчастью, по большей части по-русски. Кстати, практически все персонажи, за исключением княгини Волконской, упорно говорят на языке родных осин. Да, безусловно, были случаи, когда особы из высшего света даже бравировали неговорением по-французски (скажем, тот же граф Аракчеев), но русское дворянство в подавляющем большинстве своем говорило на языке Вольтера и доктора Гильотена. Даже в период Отечественной войны 1812 года и заграничных походов - что, заметим, облегчало коммуникацию между противоборствующими сторонами. Точно так же все лицеисты поголовно, будучи отпрысками элиты российского дворянства, по-русски говорили лишь на специально предназначенных для этого занятиях. Следует заметить, что, скажем, в "Звезде пленительного счастья" эта особенность русской обиходной культуры начала XIX века показана просто превосходно.

Еще один минус - чудесное явление в Царском Селе в самом начале 1814 года графа Аракчеева. Он - так, между прочим - в это время благополучно был при государе императоре во Франции, в окрестностях Парижа. К сожалению, типаж Аракчеева сделан по старой модели еще советских времен - туповатый солдафон, ненавидящий культурку и свободку. Но ведь именно Аракчеев стал одним из родоначальников русской артиллерии, именно он был блестящим организатором, одним из тех, благодаря которому изнеженная екатерининская гвардия превратилась в мощнейшую ударную силу империи. Из мелочей стоит отметить то, что на шее Аракчеева висит портрет Александра I, украшенный бриллинтами, - а вручен он был Аракчееву лишь в конце марта 1814 года, после взятия Парижа, - вместо фельдмаршальского жезла, от которого Алексей Андреевич отказался (как и от многих наград до того).

Немного озадачил и тот факт, что преподаватели лицея поголовно ходят в партикулярном платье - за исключением директора лицея Малиновского, а равно и то, что лицеисты ничего, кроме сюртуков, в течение всего фильма не носят. При этом для крошечного эпизода в театре был сделан парадный лицейский мундир для актера, игравшего Малиновского. Уникальное смешанное золотое с серебряным шитье невозможно ни с чем спутать. Еще один немаловажный момент - подполковник Фролов появился в лицее отнюдь не сразу после смерти Малиновского, а лишь в 1815 году - и первоначально не исполнял должность директора лицея вовсе. Кстати, совершенно упущено то, что Фролов по вступлении в должность ввел строевую подготовку для лицеистов и обязал их носить именно мундиры, а не сюртуки.

И все же, несмотря на небольшие огрехи (по сравнению с таким же номерным фильмом "1612"), картина оказалась на удивление приличной и не вызывающей отторжения на физиологическом уровне. Впрочем, кого-то, возможно, раздражают показанные крупным планом сцены с перерезанными глотками, но для людей, привыкших к фильмам 90-х годов, это выглядит, скорее, смешно, а не страшно. Да, самое главное. Для современной публики, пожалуй, совершенно не ясной остается основная канва фильма - кто все эти люди и что они там делают? Хороший стимул для прочтения, пожалуй, добротной исторической книжки.

       
Print version Распечатать