Почему финансовый кризис затронул Россию?

Зри в корень!

"Невозможно решить проблему на том же уровне,

на котором она возникла.

Нужно стать выше этой проблемы…"

Альберт Энштейн

Наша страна действительно имела все шансы выстоять против мирового кризиса, но этого не случилось. Так что помешало? Во - первых, когда на фоне мирового финансового кризиса центробанки всего мира включили печатные станки - наши денежные власти, приняв близко "переживания" МВФ о "перегретости" нашей экономики и поверив в теорию "тихой гавани", стали решительно бороться с инфляцией путем ужесточения денежно-кредитной политики. При этом "репетиция" кризиса в августе 2007 г. и январе 2008 г, когда нерезиденты выводили десятки миллиардов долларов "горячих денег" с фондового рынка нас ничему не научила. У нас что - не было спроса? Нет, он рос завидными темпами. Были плохие активы на манер американской ипотеки? Нет, наша банковская система была абсолютно здорова. У нас был кризис перепроизводства? Нет - у нас был дефицит предложения. Кто-то опасался перегрева? Только как бы не получилось нам "замерзнуть", показав в недалеком будущем низкие или отрицательные темпы роста.

Рост денежной массы (агрегат М2) на 1.09.08 составил всего 9,5% из планируемых ЦБ в этом году 30-35%, при инфляции за это же период 9,7%. Реальный объем денежной массы практически не увеличился. Такие условия создали предпосылки для "торможения" экономики и возникновения "неустойчивости" на финансовых рынках. Если оценить годовую планку роста M2 в 30%, рост М2 к 1.09.08 должен быть около 20% (30%*8/12). Действительно, в 2000-2007 г.г. сезонный рост агрегата М2 на 1.09 составлял в среднем около 19,7%. Минимальные значения - 13,4-13,9% были только в 2002 и 2004 г. Сколько нужно было денег, чтобы выйти на это уровень? Примерно 10,5 % (20%-9.5%) от значения М2 на начало года (13 272,1 млрд руб.), т.е. около 1 394 млрд руб.

В значительной степени к этому процессу привела "экономия" бюджетных расходов. За период январь-сентябрь (на 1.10.08 - 75% бюджетного периода) 2008 г профицит бюджета составил 2 521,4 млрд руб., план по доходам был исполнен на 79,8 % - собрано 7 151,31 млрд руб., при этом израсходовано около 4 629,92 млрд руб, или 65,9% от плановой суммы - 7 021,9 млрд руб. Разница в 9,1% (75%-65,9%) от плановой цифры расходов составляет около 638 млрд руб. или примерно 4,8% от денежной массы M2 на начало года. Минфин показывает профицит - а банковская система и экономика испытывают проблемы. На получение денег из госфондов выстраивается очередь - и немалая. Будет ли их распределение рыночным? Хватит ли их объема? Не запустят ли эти процессы рост коррупции? Теперь государству приходится формировать "пожарную" помощь из денег, "откачанных" из той же экономики. Хотя достижение финансовой стабильности можно было бы обеспечить путем адекватного "возврата" денег за счет соответствующего исполнения бюджета. Тем не менее, у государства по-прежнему есть все возможности, чтобы стабилизировать ситуацию. Последствия кризиса станут минимальны, когда мы увидим адекватный рост денежной массы.

Несколько простых цифр. Накануне Великой Депрессии денежная масса М2 в США за период с 1928 по 1929 г.г почти не росла - увеличившись только на 0,38% с 46,42 до 46,6 млрд долл. при практически стабильных ценах. Во время кризиса с 1929 г. объем денежной массы постоянно снижался, достигнув на "дне" в 1933 г. минимума значения - 32,22 млрд долл. (т.е. упав с 1929 г. на 30%). "Выздоровление" началось после того, как Ф.Д.Рузвельт начал использовать политику "денежного насоса" в духе рекомендаций Дж.М.Кейнса. В 1937 г. М2 почти достигла докризисного уровня - 45,68 млрд долл, а в 1940 г. - уже превысила его, увеличившись до 55,2 млрд долл.

Накануне кризиса 1998 г. рост агрегата М2 на 1 июля составил всего 0,1% к уровню начала года, а к 1 августа - сократился на 2,3%. А тем временем государство "успешно" боролось с инфляций, которая за первые семь месяцев 1998 г. была только 4,2 % (7,2% в годовом исчислении), зато доходность ГКО в канун кризиса росла от 30 до 100%, да еще остатки на корсчетах банков падали. Рост денежной массы на 1.10.98 был равен нулю. Ситуация стала улучшаться после того, как в течении октября- декабря денежная масса была увеличена на 21,3 % относительно начала года. За 1999 г. рост М2 составил уже 57,5%.

А теперь обратимся к "денежной истории" РФ в течении "благоприятных" 2000-2008 г.г., когда экономика росла в среднем на 7% в год. При этом средний рост (взвешенный по годам) денежной массы М2 за это время составлял около 44% в год, в том числе в предвыборные 2006-2007 г. - 47-48 %. Средний темп роста госрасходов составил около 32%, в том числе в 2007 г. - 39% . Монетизация экономики (степень насыщения деньгами - отношение М2 к ВВП) выросла с 14,2% до 40%. Нетрудно видеть, что причиной наших успехов была не только благоприятная сырьевая конъюнктура, но и активная денежная политика. В этот период, не смотря на "стерилизацию", наш Минфин явно придерживался "кейнсианской" доктрины.

Несмотря на инфляцию, последние 8 лет страна нормально развивалась - и ничего - в целом все были довольны. Для снижения инфляции до уровня ниже 8% нужно грамотное госрегулирование и развитие конкуренции. Что дала борьба с инфляцией в этом году? В 2007 г. инфляция была 11,9%, прогноз на 2008 г. - около 13%, несмотря на денежное "сжатие". Потому что делать это на фоне роста тарифов монополий бесполезно. Тем более, что борьба с инфляцией закончилась кризисом. Опыт этих 8 лет также показывал, что рост денежной массы при увеличении степени монетизации экономики способствовал, наряду с укреплением рубля, снижению инфляции, которая за период с 2000 по 2006 г.г. снизилась с 36,5% до 9%. Исключение составлял прошлый год, когда рост инфляции имел "глобальный" характер. Нужно не "зажимать" деньги, а научиться, чтобы они работали.

Затем существенный урон финансовым рынкам РФ был нанесен "иностранными инвесторами", которые в лучших традициях Южно-Азиатского кризиса 1997 г. обрушили фондовый рынок РФ на фоне конфликта в Южной Осетии. Особенность рынка ценных бумаг в том, что при резком снижении котировок начинаются массированные продажи, ограничивающие уровень потерь (stop-loss) и необходимые для пополнения обеспечения (margin call) по залогам под кредиты. Этот процесс вызывает "самообвал". Безусловно, на это "наложился" кризис мировой экономики и снижение цен на нефть, но фондовый рынок России по степени падения стоит в числе лидеров. За период август - сентябрь фондовый рынок РФ потерял около 35 млрд долл. "горячих денег", т.е. около 900 млрд руб. Нужно уметь давать отпор информационным, финансовым и экономическим войнам. Действия регуляторов за счет оперативного вмешательства и интервенций должны были предотвратить "сползание" рынка на критические уровни. Но предпринятые меры были недостаточны. 24.10.08 РТС пробил важнейший уровень 550, который был в октябре 1997 г. (а также в 2004 г.), упав с максимальных значений в конце мая - 2450 почти в 4,5 раза. Для сравнения - за тот же период индекс Dow в США упал только на 32%. Обесцененные акции могли скупить не только государство и крупные игроки, но и иностранные инвесторы, имеющие к тому же крупные пакеты акций, отданные им в залог под кредиты. Рефинансирование кредитов, а также инвесторов для нашего фондового рынка можно искать в Китае или арабских странах.

Сейчас наиболее важный риск для нашей экономики - это возможное снижение цен на нефть, вызванное мировым кризисом. На конец октября нефть brent достигла уровня чуть выше 60 долл. за баррель. Предложение нефти на рынки необходимо сокращать. Риск падения цен на сырье, вместе с возможностью внутренней рецессии может резко снизить поступления в бюджет и лишить РФ той ресурсной базы, которую Правительство закладывало под Стратегию 2020 г. Тогда вместо рассмотрения триллионных проектов нам придется экономить. Уже сейчас риторика власти меняется в сторону минимизации расходов.

Инвесторы, в отличие от избирателей, голосуют исключительно деньгами, которые можно забрать обратно. В процессе предвыборной компании общество и власть самым активным образом обсуждали все наши "проблемы". План Путина по развитию РФ выступил как некий гражданский договор, "подписанный" на выборах. Нам обещали меры по развитию бизнеса, в т.ч. малого, улучшение инвестиционного климата, борьбу с коррупцией, сотрудничество со всеми передовыми силами общества, кадровую революцию и пр. Наши и иностранные инвесторы голосовали "за" и фондовый рынок РФ, несмотря на спекулятивные "горки" продолжал расти. Тем временем некоторые "маститые" эксперты активно "разогревали" рынок, обещая уровень РТС свыше 2500 на конец года.

Но уже летом Россия стала "тормозить" - сначала это стало заметно на "идеологическом фронте", а затем на "реальном". "План Путина" был заменен на "план по борьбе с перегревом" нашей экономики. Вопрос по снижению НДС был оставлен на отдаленное будущее. Автор этих строк неоднократно с мая этого года предупреждал о том, что избыточный "зажим" денег может обернуться проблемами в экономике и банковской системе. Уже в июне стали видны первые признаки замедления роста денежной массы и экономики. Конечно, внес свою "лепту" и процесс снижения цен на нефть. И наиболее "осторожные" игроки стали уходить с рынка уже в июне, чем была вызвана первая волна снижения котировок. Затем рынок "отыграл" дело "Мечела", а в августе - конфликт в Южной Осетии.

Ситуация в нашей экономике будет зависеть исключительно от оперативности и эффективности мер денежных властей по восстановлению финансовых рынков. В самом тяжелом случае мы можем попасть в рецессию, пойдя по дефляционному сценарию, которого у нас еще пока не было. Колоссальный спад после 1992 г. был на фоне инфляции. Кризис 1998 г. также пошел по инфляционной модели. Осенью 2007 г. кризис был преодолен по инфляционному сценарию. Сейчас многие компании, в том числе сырьевые заявляют о сокращении своих инвестиционных программ. И если все это зайдет слишком далеко, то по эффекту "домино" мы можем столкнуться с проблемой неплатежей. Упадут доходы компаний, начнется сокращение их штатов, снижение зарплат. В дальнейшем это приведет к значительному сокращению спроса, а следовательно - и экономического роста в будущем. Потом может начаться снижение цен на недвижимость, уменьшение стоимости банковских залогов. Такой "сценарий" может вызвать дефляцию.

Кризис 1998 г. имел очищающее значение, он вылечил неэффективную экономическую модель, создал за счет девальвации отличный потенциал для развития экономики. Что может вылечить нынешний кризис? Возможно - только неразумную политику крупных госкомпаний, набравших долларовых кредитов, "пузырь" на рынке московской и подмосковной недвижимости, избыточные зарплаты в некоторых секторах экономики. От монополизации экономики и избыточного влияния государства он не излечит. Автоматическое увеличение доли государства в экономике на фоне механизмов перераспределения собственности может негативно отразиться на ее эффективности. Хотя идея активного вмешательства государства и строительства "госкорпораций" для решения приоритетных задач развития страны абсолютно нормальна, приоритеты будущего состоят в строительстве мощной, конкурентной и социально ответственной частной экономики. Идя по пути избыточной национализации мы можем повторить ошибки СССР. Нужна "золотая середина". Не говоря о том, что если над госсектором РФ срочно не установить жесточайший многосторонний контроль, он может "обрасти черными дырами".

Государству нужно ясными и четкими мерами вернуть доверие на финансовые рынки, поддержать прямыми интервенциями фондовый рынок. Чтобы улучшить ситуацию денежным властям нужно увеличивать денежное предложение за счет бюджетных расходов. В этом смысле достаточно интересны планы Китая, который "ответил на кризис" мощнейшей программой развития инфраструктуры с целью поддержки спроса. Кроме того, чтобы поддержать экономику, целесообразно оптимизировать налоговое бремя и затормозить рост цен на услуги монополий. Ликвидность нужно распределять не столько в госбанки, сколько в экономику в целом - тогда кризисные явления уйдут.

Источник:Liberty.ru

       
Print version Распечатать