Гражданин Медведев

Биопсия духа

Я не верю в прямую демократию, это идея, которая служит оправданием коррупции и отчуждения. Однако в прямое общение носителей верховной власти с социальными группами и средами не только верю, но и считаю это единственной доступной формой демократического участия. Обращение президента Медведева к гражданам и объединениям в преддверии нового послания Федеральному собранию - попытка сделать такое общение систематическим.

Подобное обращение отличает стиль Медведева от стиля Путина: Путин был не столько президентом национального большинства, как ему это часто приписывают, сколько лидером бюрократии от паспортистки до министра, "самым большим боссом", начальником над начальниками. Медведев позиционируется как президент гражданского общества, президент даже не народа, а "населения", то есть статистической совокупности индивидов, проживающих на территории страны. Конечно, "население" является изобретением все того же бюрократического корпуса, ибо в отличие от народа не связано друг с другом никакими, даже воображаемыми узами, не содержит внутри себя никакой субстанции складного, солидарного существования. Если и есть какой-то срез социальной реальности, который воплощается "населением", то это реальность массового атомизма, едва ли не холодной войны всех против всех. Любой стиль лидерства не является чисто эстетическим явлением, он выражает определенную конструкцию суверенной власти. Неслучайно в новоязе высшего политического света за Путиным закрепилось уважительное именование "начальник", а за Медведевым - не менее уважительное "главный". Нет никакого смысла вслед за провинциальными духом политологами выяснять, кто главнее. Цимус в другом - в разделении политического труда.

Путинская власть, как вода из камня, проистекала из управляемости, обретаемой посредством прессинга, несложным методом возрастания давления. Не только бюрократия, но и общество в целом стремилось к управляемости, но именно для бюрократии управляемость общества стала условием и результатом внутренней мобилизации. Медведевский суверенитет предполагает управление тем, что никакой управляемости не взыскует, но от этого не становится менее управляемым. Медведев - президент атомарных индивидов, придавших своей гражданско-политической разобщенности лоск буржуазного достатка и зажиточности, окруживших ей мифологией людей, "сделавших себя собственными руками". Если в классических новоевропейских демократиях обуржуазивание требовало гражданской идентичности как условия представлять самого себя в системе политического представительства, то в наших палестинах гражданская идентичность лишь потребительская опция, заморский продукт, полезный, по слухам, но не слишком нужный, а главное невкусный. Статус гражданина понимается как сан или привилегия "уважаемых людей", а не как технология политической социализации. Медведева невозможно представить без риторики представительной демократии, однако, по всему видно, он еще не определился, насколько его власть нуждается в этой возможности для каждого быть представителем самого себя.

Нетривиальный вопрос в этом контексте, в какой мере представляет сам себя Медведев? Насколько он сам, будучи президентом, является еще и гражданином?

Хотя президентское обращение к творческой части нации названо лозунгом футбольных фанатов ("Россия вперед!"), мне кажется, Медевдев не смешивает роли "гражданина" и "массового индивида". Мне также кажется, что вопрос о собственном гражданском состоянии сильно волнует нашего президента. Чего скрывать: ответ на него является скрытой пружиной медведевского президентства! Современная демократия - это демократия равновеликих в политике социальных сред, своего рода демократический социализм. Нет никаких оснований подозревать Медведева в том, что он не сторонник такой демократии. Однако все упирается в его собственную способность представлять самого себя.

Источник:http://www.liberty.ru/columns/Biopsiya-duha/Grazhdanin-Medvedev

       
Print version Распечатать